В связи с недостаточной толщиной льда на реках и водоемах возможно возникновение чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с провалом людей и техники под лед в несанкционированных местах перехода водных объектов.
Безопасность движения по льду зависит от целого набора факторов и связаны они с характером эволюции ледового покрытия, типом водоема, климатическими условиями.
Важнейшей характеристикой льда является его прочность, которую в реальных условиях нельзя считать постоянной, поскольку этот показатель сильно зависит от вида и структуры льда, его температуры и толщины. Бывает, начало зимы сопровождается циклонами, выпадением осадков виде дождя или мокрого снега, и лед намерзает в несколько этапов в короткие морозные просветы между погодными фронтами. При этом его толщина нарастает как снизу, так и сверху за счет смерзания выпавшего снега или находящейся на его поверхности воды. Такой лед получается мутным, многослойным и он примерно в два раза слабее прозрачного льда, поэтому выходить на него надо, когда он достигнет толщины 10-15 см, наиболее прочный чистый и прозрачный лед, безопасным он будет при достижении толщины не менее 10 см.
Под действием нагрузок на лед возникают трещины. При движении по непрочному льду необходимо обращать внимание на то, что если возникают трещины, сопровождаемые характерным скрипящим звуком, нужно немедленно скользящим шагом покинуть опасный участок, в особо критической ситуации лучше лечь на лед и отползти в обратном направлении.
Ни в коем случае нельзя проверять прочность льда ударом ноги! Прочность льда проверяют пешней - специальной металлической палкой на деревянной ручке. Если после первого удара пешней лед пробивается и на нем появляется вода, надо немедленно вернуться на берег, осторожно ступая по своим следам и не отрывая подошв ото льда.
Ни в коем случае не ходить по нему гуськом; не выходить на лед в одиночку; не приближаться к тем местам, где во льду имеются вмерзшие коряги, заросли, воздушные пузыри; не следует ходить рядом с трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами; необходимо быстро покинуть опасное место, если с пробитой лунки начинает бить фонтаном вода.
Каждый из нас должен оказать помощь терпящему бедствие на воде. При спасении провалившегося под лед приближайтесь к нему только ползком! Подложите под себя какой-нибудь предмет с большой площадью опоры: доску, фанеру, лыжи. Не подползайте близко к пролому, так как у кромки лед хрупок. Бросьте утопающему конец веревки, связку из ремней, шарфов или лыжных палок и, отползая назад, вытягивайте его на крепкий лед.
В начале зимы не катайтесь на лыжах и санках с берегов замерзших рек, озер и водохранилищ. Это опасно! Лед в это время еще не прочен.
При сомнительной прочности льда следует идти по нему осторожно, скользящим шагом, мягко ставя ногу на всю ступню, и быть готовым к мгновенной реакции на изменение ситуации. В местах повышенной опасности при ходьбе на лыжах надо расстегивать крепления, чтобы можно было быстро освободиться от лыж. Не следует полностью снимать лыжи, так как они существенно снижают давление человека на лед и снег. Также следует освободиться от одной лямки рюкзака и вытащить обе руки из темляков лыжных палок. Группе людей следует идти цепочкой с интервалом 5-6 метров. Первым должен идти более подготовленный, опытный участник группы. Он обязательно должен страховаться длинной веревкой или шестом, спасательным жилетом. При медленной ходьбе лед редко проламывается мгновенно. Пролому льда предшествует треск, проседание, изменение его внешнего вида, выступление воды. При этих тревожных признаках лучше сразу вернуться назад и притом только по собственным следам, скользя по льду.
При переходе водоемов по льду будьте внимательны и осторожны! На вашем пути могут встретиться неогороженные проруби и полыньи. Помните, что лед бывает непрочен вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, в местах впадения в водоемы рек, ручьев, теплых сточных вод промышленных предприятий.
Катайтесь на коньках только на специально оборудованных катках.
Если каток устраивается на реке, озере или пруду, то катание разрешается лишь после тщательной проверки прочности льда. Толщина льда должна быть не менее 10-12 см, а при массовом катании - не менее 25 см.
Переходите замерзшие водоемы по оборудованным ледовым переправам или по проложенным тропам. При движении по льду будьте осторожны, внимательно следите за поверхностью льда и не торопитесь.
Всегда нужно помнить что лед - все равно, что минное поле. И не только тонкий, но и хорошо промерзший, потому что и на толстом льду попадаются невидимые глазу и запорошенные снегом лунки, выбоины, теплые ямы.
Ни в коем случае нельзя выходить на лед, где установлены аншлаги «Выход на лед запрещен» или «Проезд, проход по льду запрещен»!